Межденародный семинар «Действующие эпосы и современные сказители»

Дата: 24 июня – 3 июля 2012 г.

Место: г. Талас, Бишкек и г. Чолпон-Ата, Кыргызстан

Рабочие языки: кыргызский, русский, английский

Секция «Действующие  эпосы и современные сказители» представляла собой самостоятельный семинар, организованный КИЦ «Айгине»  при финансовой поддержке  Фонда Кристенсена (США, Калифорния). Семинар начался 24 июня в Таласе, продолжился на Иссык-Куле в рамках общей конференции памяти В,Н. Басилова и завершился  2 июля в Бишкеке.

В основе  данного семинара лежит идея, что эпическое  наследие любого народа является  уникальным источником традиционных знаний, которые могут быть  востребованы в ситуации системного кризиса современных обществ.

Долгосрочной целью семинара является возрождение  забытого эпического знания, способов его выражения и передачи  на основе  взаимодействия  всех заинтересованных сторон: знатоков и носителей эпосов, ученых, администраторов и других.

В задачи  первой встречи входили а) создание платформы для взаимодействия всех заинтересованных сторон,народов, культур,  б) обзор нынешнего состояния действующих эпосов.

В семинаре приняли участие  исследователи эпического наследия разных народов, сказители эпосов, а также старейшины – хранители эпического и традиционного знания коренных народов из Якутии,  Алтая, Башкирии, Гватемалы, Японии, Непала, США и Кыргызстана.

Особенностью семинара было то, что он смог гармонично сочетать в себе обычно мало сочетаемые компоненты: академические сессии включали  традиционные ритуалы и исполнение отрывков из эпосов, мелодии комуза; Доклады и исследования ученых чередовались с личными историями практиков и носителей; Старейшины, ученые, опытные и начинающие сказители вместе обсуждали проблемные вопросы.

Семинар начался с поездки в духовно-культурный центр «Манас Ордо» –  одно из самых известных святых мест Кыргызстана.  Манас Ордо – это комплекс природных и рукотворных святынь, посвященных Манасу –  великому герою, некогда сплотившему  40 разрозненных кыргызсктх племен в единый народ.

На Иссык-Куле, в рамках конференции памяти В.Н. Басилова, семинар был сконцентрирован вокруг трех основных  тем: Зачем современному обществу нужен эпос? Сохранение и развитие эпосов: новые версии и формы.  Сказительство как духовный путь, исполнение и передача эпического знания

На семинаре были представлены Майянский эпос «Пополь Вух», окинавские эпосы Японии, якутские эпосы «Олонхо», алтайские эпосы, башкирский эпос «Урал-баатыр и кыргызский эпос «Манас». Знатоки и сказители исполняли отрывки из эпосов, в частности, на семинаре звучал Манас в устах молодых и признанных манасчы, алтайский горловой певец Алексей Калкин исполнял кай, якутский горловой певец Тимофеев Никандр пел в стиле кылгах, ученый, доктор филологических наук Султангареева Розалия демонстрировала живые традиции исполнения башкирского эпоса «Урал баатыр».

Особый интерес вызвали выступления, основанные на личном опыте и переживаниях сказителей. Так, три кыргызских манасчы поделились своими наблюдениями и размышлениями.  Манасчы Кубан Алмабеков из села Тюпа, Иссык-Кульской области,  являющийся сказителем в четвертом поколении, получивший высшее медицинское образование в советское время,  вспоминал о положении сказителей в ту эпоху. Доклад Рыспая Исакова из Бишкека  «Исчезновение динозавров или состояние сказителей в современном обществе» вызвал бурную дискуссию.Манасчы Мамадалиев Камил из Таласа поделился опытом вхождения в мир эпоса через аян – вести от духов предков и действующих лиц эпоса.

В ходе выступлений  и бесед обозначились общая проблема, а именно – сильная утрата эпических знаний и путей их выражения и передачи в каждой из представленных культур.  Многие эпосы прекратили свое развитие и как следствие – почти забыты или сохранены редкими носителями. В таком контексте сказители и исследователи Манаса согласились в том, что хотя  Манас не занимает сейчас того  места, которое он занимал  70-120 лет назад, однако, в сравнении с другими эпосами, представленными на семинаре, ясно, что кыргызский эпос активно развивается: появляются его новые вариации, воспитываются молодые сказители, умножаются слушатели – Манас живет!  И то, что Манас живет и обладает сакральной силой  «касиет» , чувствовали участники из других стран. Они  выражали надежду, что их эпические традиции  так же могут быть восстановлены.

В качестве  путей сохранения и развития эпического знания  были представлены опыт КИЦ «Айгине» по работе с начинающими сказителями, создание видеоверсии эпоса «Манас». Особый интерес вызвали  «Музейные видеоуроки по якутскому горловому пению», представленные Решетниковой Аизой  Петровной, директором музея музыки и фольклора народов Якутии ( г. Якутск, Республика Саха).

Начинающие сказители- манасчы принимали участие в работе семинара, хотя и испытывали определенные трудности в понимании русского языка, академической терминологии и др.. Однако, с точки зрения организаторов, соприкосновение  начинающих и опытных носителей эпосов разных народов было чрезвычайно важно для осознания того, что сохранено и утрачено в той или другой культуре, каковы могут быть перспективы развития эпического знания и пути взаимосотрудничества.

В качестве  аспектов для совместного осмысления возникли  вопросы о  положении и месте женщин в сохранении и передаче эпического наследия, о критериях  определения «правильности»  или «неправильности» вновь возникающих версий эпосов.

Духовный аспект был неотъемлимой частью данной секции. Сам семинар на Иссык-куле начался с ритуального воспроизведения истоков эпоса Манас.  Согласно народной памяти и  научным гипотезам, Манас начинался с плача. Бой барабана, струны комуза,  кошокчу или плакальщица вместе с пятилетним манасчы Уметом воссоздали  на берегу утреннего озера трагическое начало сказания, выросшего в великий эпос кыргызов. Представители разных культур  проводили традиционные обряды своих народов: встреча солнца, приветствие Озера, ритуал священного огня, поминание усопших, получение благовести. Манасчы наглядно продемонстрировали и прокомментировали  виды традиционной борьбы, сохраненные в эпосе.

Интенсивная работа семинара обозначила следующие результаты. Образовалась инициативная группа  из сказителей, практиков и ученых,  готовых к  сотрудничеству с целью воссоздания разных аспектов и звеньев панорамы эпосов тюркских,  и в дальней перспективе,- других народов мира. Сказители подчеркнули необходимость регулярных встреч, даже целевых семинаров, тренингов для носителей разных эпосов с целью взаимного духовного и профессионального обмена-обучения. Участники так же  отметили необходимость проведения трансграничных туров с целью ознакомления людей не только с эпическим наследием своего народа, но и с наследием соседних и далеких народов. Кроме того, в качестве одного из итогов выявилась жизнеспособность    сочетания академических докладов и жизненных историй сказителей, носителей. На основе этого сочетания была создана эффективная и живая площадка взаимодействия практиков и теоретиков.