Серия круглых столов, 2007 г.

Серия круглых столов о роли молдо в кыргызском oбществе

Дата: Апрель, 2007 г.
Места проведения: г.Талас, Таласская область; г. Каракол, Иссык-Кульская область; г. Бишкек
Рабочий язык: Кыргызский

В рамках проекта «молдо (мулла), как сторонники и разрушители традиций» КИЦ Айгине организовал три круглых стола в городе Бишкеке (Чуйская область), городе Караколе (Иссык-Кульская область) и в городе Таласе (Таласская область).

Обоснование:

Исторический аспект: Исторически, муллы играли ключевую роль в традиционном кыргызском обществе. Их историческая миссия заключалась в обучении,, усвоении и введении ислама в общество. Эта миссия привела их к тому, что они оказались на «границе» традиционных ценностей и новой религии. Они были первыми представителями кыргызского народа, которые испытали на своем опыте столкновение традиционных и новых идей. Следовательно, интерпретация традиций и развитие ислама среди кыргызов,, в некоторой степени зависело от роли молдо.

Нынешнее положение: Муллы могут обрести большую силу и влияние в стране с политически нестабильной ситуацией, и вполне разумно иметь более подробные знания об этой части общества.

Социальный аспект: Представители различных течений ислама, являются потенциальным источником конфликтов. Изучение и работа с муллами может дать начало новым идеям и подходам в потроении взаимопонимания между представителями различных течений.

Научно-исследовательская деятельность:
На основании результатов пилотного проекта, проведенных в Таласской и Иссык-Кульской областях (северная часть Кыргызстана) был разработан вопросник, чтобы понять, какую роль молдо играет в современном кыргызском обществе.

Атмосфера круглых столов весьма отличалась друг от друга, причиной тому были региональные особенности, уровень образования и занимаемая должность молдо.

Участники круглого стола в Бишкеке:
Основными участниками круглого стола были представители центральной мечети Бишкека и Духовного правления мусульман Кыргызстана. Также были приглашены исследователи, интересующиеся вопросами взаимосвязи ислама и традиционными верованиями кыргызов. Количество участников круглого стола составило 12 человек, не считая сотрудников КИЦ «Айгине»:

  • Имам центральной мечети Бишкека;
  • Помощник муфтия Кыргызстана;
  • Преподаватель Исламского университета в Кыргызстане;
  • Два профессора из КРСУ;
  • Профессор Академии Управления;
  • Два члена культурного НПО «Бата»
  • Представитель Фонда Евразии в Центральной Азии
  • Выпускники Теологического факультета ОШГУ
  • Региональный координатор фонда Кристенсен.

Вопросы, которые обсуждались на круглом столе в Бишкеке:

  • Противоречия между традициями предков и законами Ислама;
  • Настоящее и будущее Ислама;

Первоначальные наблюдения после круглого стола в Бишкеке:
На основании обсуждений на круглом столе, КИЦ «Айгине» намерен разработать теорию исследовательского проекта о роли молдо в современном кыргызском обществе. Ниже, приведены наиболее очевидные наблюдения сотрудников КИЦ «Айгине»:

  • Муллы рассматривают мазары (святые места) как места, имеющие историческое значение, но никак не явление, которое имеет или может иметь большое значение в настоящее время;
  • Главная причина отрицательного отношения мулл к поклонению мазарам связана с их страхом отождествления вещей или человека с Аллахом (ширк);
  • Муллы, которые принимали участие в круглых столах, были относительно молодого возраста (22 – 35). В связи с тем, что они обучались в исламских странах (например, Турция, Пакистан, Египет, Саудовская Аравия), они неявно продемонстрировали свою «симпатию» вышеупомянутым странам;
  • Степень образования мулл создает разрыв между поколениями, в частности, между теми, кто получил образование в советское время, и теми кто обучался после распада союза;
  • Сотрудники КИЦ «Айгине» заметили тенденцию, что некоторые муллы, которые строго придерживаются законов ислама, начали ценить кыргызскую культуру
  • Существует «хаос» в самоидентификации мулл, так как они не конкретны в определении себя как традиционных мусульман или кыргызов, которые считают себя мусульманами;

Участники круглого стола в Таласе:
Большинство участников были муллы, и поэтому трудно было выдерживать баланс в обсуждении тех идей, которые верны для мулл, и тех и идей, которые верны для других групп мусульман. Присутствовали 8 участников, за исключением работников КИЦ «Айгине»:

  • Казы (мулла области) Таласской области
  • Имам города Талас
  • Наставник медресе в городе Талас
  • Имам деревни Кара Ой
  • Имам деревни Мин-Булак
  • Традиционный практик Жумадил Мамбеков
  • Манасчы Асанкан Жумалиев
  • Мулла комплекса «Манас Ордо”

Вопросы, которые обсуждались на круглом столе в Таласе:

  • Народные традиции и ислам в жизни кыргызов;
  • Виды мулл;
  • Пути примирения мусульман различных течений

Некоторые наблюдения после круглого стола в Таласе:

  • Существует сильная иерархия среди мулл;
  • Муллы делятся между собой на «чистых»/ «настоящих» и на «нечистых»/ «ненастоящих»;
  • Муллам характерны весьма сильные антизападные чувства;
  • Мы еще раз убедились, что «молдочулук» переходит от поколения к поколению;
  • Казы использует свои полномочия для того, чтобы убеждать людей следовать ‘ «основному/тардиционному» исламу, хотя в исламе и говорится, что все должно быть по собственной воле;

Ну круглом столе в Таласе не было возможности вести дискуссии со всеми участниками, так как казы Таласской области был весьма вспыльчив, и в силу этого не только другие муллы не могли говорить, но даже у сотрудников КИЦ «Айгине» не было возможности показать новый фильм. Из выступления казы было очевидно, что он слышал о КИЦ «Айгине» и что у него есть разногласия с нашей деятельностью, и когда он встретил нас, он вылил всю свою злость на нас.

Участники круглого стола в Караколе: Круглый стол на Иссык-Куле был меньше в масштабах по сравнению с прошлыми двумя. Тем не менее, по сравнению с круглым столом в Таласе мы смогли обменяться мнениями друг с другом. Присутствовали 5 участников за исключением членов КИЦ «Айгине»:.

  • Казы Иссык-Кульской области;
  • Имам Маныжыл-Ата;
  • Традиционный практик Малик Арыков;
  • Чагат Алмашев Фонд Устойчивого Развития Алтая (FSDA), директор
  • Мать Чагата Алмашева;

Вопросы, которые обсуждались на круглом столе в Караколе:

  • Народные традиции и ислам в жизни кыргызов;
  • Виды мулл;
  • Пути примирения мусульман различных течений;

Некоторые наблюдения после круглого стола в Караколе:

  • Исцеление остается основной практикой среди мулл;
  • Термин “мулла” используется для определения священных качеств традиционных целителей, что есть ”себепкер”, означающий, что целители не располагают священными качествами, а только являются конвейерами помощи Божьей;
  • Было заметно разделение мулл на «плохих» и «хороших» мулл на круглом столе;
  • Имам Манажылы -Ата является муллой и читает Коран, но в то же время он шайык святого места, которое является одним из главных атрибутов кыргызчылык. Однако, посетителям Манжылы Ата он запрещает осуществлять ритуалы, как “шам жагуу” “зикир чалуу”, “жар салуу” и т.д.

Все круглые столы показывают, что если даже муллы кажутся гибкими в начале, они не в состоянии поменять свои мнения.

Результаты круглого стола: На основании обсуждений на круглых столах КИЦ «Айгине» намерен разработать теорию исследовательского проекта о роли молдо в современном кыргызском обществе. Ниже, приведены наиболее очевидные наблюдения сотрудников КИЦ «Айгине»:

  • Муллы рассматривают мазары (святые места) как места, имеющие историческое значение;
  • Главная причина отрицательного отношения мулл к поклонению мазарам связана с их страхом отождествления вещей или человека с Аллахом (ширк);
  • Муллы, которые принимали участие в круглых столах, были относительно молодого возраста (22 – 35). В связи с тем, что они обучались в исламских странах (например, Турция, Пакистан, Египет, Саудовская Аравия), они неявно продемонстрировали свою «симпатию» вышеупомянутым странам;
  • Степень образования мулл создает разрыв между поколениями, в частности, между теми, кто получил образование в советское время, и теми кто обучался после распада союза;
  • Сотрудники КИЦ «Айгине» заметили тенденцию, что некоторые муллы, которые строго придерживаются законов ислама, начали ценить кыргызскую культуру;
  • Существует «хаос» в самоидентификации мулл, так как они не конкретны в определении себя как традиционных мусульман или кыргызов, которые считают себя мусульманами.

Статья / Доклады:
КИЦ «Айгине» находится в процессе разработки статьи о муллых на основе круглых столов и результатов количественных и качественных анкет. Следовательно, мы не можем предоставить вам окончательный вариант статьи. Тем не менее, вы можете посмотреть отрывки стенограммы круглых столов. На основании научных исследований, КИЦ «Айгине» представит статью, которая будет опубликована в виде брошюры, также дополнительные материалы круглых столов будут размещены на веб-сайте КИЦ «Айгине». Ссылка на сайт будет выслана всем заинтересованным лицам.

Материал подготовлен д-ром Гульнарой Айтпаевой