Весення сессия обучающего семинара по системе Эн Белги Нурака Абдрахманова

Дата: 17-22 мая 2011 г.
Место: КИЦ «Айгине», г. Бишкек
Рабочий язык: кыргызский

Данный семинар является практическим продолжением проекта 2009-2010 годов «Передача традиционной музыки».

Цель семинара: познание духовного мир комуза и освоение авторской системы Нурака Абдрахманова «Эн Белги» с целью сохранения и развития традиционной музыки.

Цель весенней сессии: Обмен духовным опытом, связанным с комузом, и введение в авторскую систему «Эн Белги» Нурака Абдрахманова.

С 17 по 22 мая состоялась весенняя сессия семинара «Обучение игре на комузе по системе Эн Белги». Обучение вёл автор «Эн Белги» – выдающийся музыкант, мыслитель, народный артист Кыргызской Республики Нурак Абдрахманов. На создание данной системы ушло 35 лет творческих поисков, непрерывного усердия и преданного труда. «Эн Белги» – не просто методика обучения игре на комузе, но и система знаний и навыков, помогающая глубже проникнуть в духовное пространство народной культуры.

Семинар по «Эн Белги» рассчитан на один год, состоит из весенней, летней и осенней сессий. В конце года участники, прошедшие полный курс обучения, получат соответствующие сертификаты и право на обучение игре на комузе по системе Нурака Абдрахманова.

В весенней сессии приняли участие 16 преподавателей государственных общеобразовательных и музыкальных школ из всех областей страны и Бишкека. Все они были отобраны на конкурсной основе. Критериями отбора были: базовое музыкальное образование, работа в государственных школах и вузах страны и намерение учебного заведения, рекомендовавшего участника, внедрять данную систему для обучения детей и других заинтересованных лиц. При отборе участников особое внимание было уделено представительству всех регионов.

Большинство участников не ожидало, что семинар будет вести сам Нурак Абдрахманов, Они были впечатлены тем фактом, что смогут получить знания по данной системе из первоисточника. Все участники без исключения подошли к работе с большим энтузиазмом и ответственностью. Все они были преподавателями – кто-то преподавал уроки музыки, а кто-то лишь обучал игре на комузе. Все участники прошли разные музыкальные школы и имели самый разный опыт. Некоторые учились только игре на комузе у самого Нурака Абдрахманова в детстве, а другие даже не умели читать ноты, так как их талант игры на этом музыкальном инструменте исключительно от природы. Однако, невзирая на самую разноплановую аудиторию, всем участниками удалось найти точки соприкосновения, обменяться опытом и оказать взаимопомощь друг другу.

Обучение велось по книге Н. Абдрахманова, выпущенной КИЦ «Айгине» в 2010 г. при финансовой поддержке Фонда Кристенсен, США. Теоритеческая часть сессии включала в себя объяснение всех знаков и их чтение, которое сопровождалось игрой самых простых детских мелодий. Как участники, так и организаторы удостоверились в лёгкости и доступности системы «Эн Белги», так как практически всем им удалось освоить первые несколько уроков без особых трудностей, что нечасто наблюдается при обучении по европейской нотной системе. Кроме мелодий, запланированных в рамках программы, по желанию участников Н. Абдрахманов вписывал в систему «Эн Белги» некоторые дополнительные мелодии и песни, чтобы участники сообща могли освоить новый материал.

Однако, те из участников, которые играют на комузе исключительно по слуху, испытывали трудности в освоении более сложных мелодий, так как путались в знаках и чтении «Эн Белги». Естественным образом образовались две группы участников: группа сильных и группа отстающих. По инициативе самих же участников, первая группа помогала второй, что облегчило работу Н. Абдрахманова, с одной стороны, и упрочило командный дух с другой. Участники были настолько поглощены работой, что иногда не замечали время перерывов и обеда. К началу каждого дня участники сдавали мини-тесты на пройденный материал, играя все ранее изученные мелодии, за что получали оценку преподавателя. Такая система была эффективна тем, что участники действительно повторяли пройденный материал вечерами и вместе с группой отрабатывали мелодии, чтобы следующим утром сдать зачет.

Перед участниками изначально ставилась цель обучения минимум двух учеников по данной системе. И это стало фактором дополнительной мотивации. Все участники с удовлетворением подчеркивали тот факт, что теперь с помощью системы «Эн Белги» многие дети и взрослые, испытывающие трудности в освоении комуза по европейской нотной системе, смогут легко и эффективно научиться играть на этом инструменте. По этой причине все участники прилагали максимум усилий для того, чтобы эффективно освоить новый материал.

Одной из задач весенней сессии был обмен духовным опытом, связанным с комузом, в связи с чем в программе были предусмотрены отдельные блоки, посвящённые целительскому воздействию народной музыки, ознакомлению с феноменом святых мест и взаимосвязи между великим эпосом «Манас» и миром комуза, которые сопровождались оживлённой дискуссией. Поскольку одним из наших ожиданий от участников и одной из долгосрочных целей данного семинара является обучение нового поколения молодых комузистов по системе «Эн Бельги», в программу был включён отдельный блок, посвящённый качествам и способностям наставника и ученика. Сам Н. Абдрахманов, взрастивший несколько поколений учеников, служил ярким примером наставника и с радостью делился своим опытом с участниками. Асанкан Жуманалиев, один из наиболее мощных сказителей эпоса «Манас» нашего времени, на счету которого более 100 учеников, также поделился своим опытом и вместе с учеником рассказал эпизод из эпоса.

В целях объединения усилий Фонда Кристенсена по сохранению и развитию традиционной музыки на семинар были приглашены другие грантополучатели, которые также работают в этой области (ОФ Центральная Ази-Арт Менеджмент, Таалим-Форум, Миротворческий центр ). Оживлённый интерес вызвали выступления Кенешбека Алмакучукова о создании антологии кыргызской традиционной музыки. В ходе обсуждений возникли предложения о вовлечении участников данного семинара на волонтёрской основе в экспертизу готовящейся антологии.

По словам участников (и по наблюдениям организаторов семинара), игра на комузе, сказительство «Манаса», богатая по содержанию и насыщенности информация духовного характера произвели большое впечатление, что послужило глотком свежего воздуха для семинаристов.

Одним из конструктивных предложений, поступивших от участников, было создание нотной тетради по системе «Эн Белги», которая была бы незаменимым инструментом обучению игры на комузе для учеников. Данное предложение было принято во внимание, и на данный момент идёт разработка нового мини-проекта по претворению данной идеи в реальность. КИЦ «Айгине» очень надеется, что в скором времени учащиеся по системе «Эн Белги» смогут использовать новую нотную тетрадь.

По результатам работы весенней сессии Айгине заключило договор с каждым из участников семинара, в котором прописаны условия участия в летней и осенней сессиях семинара и получения сертификата. Помимо изучения и распространения системы Эн Белги, одним из условий был сбор информации по комузу и традиционной музыке и шире – традиционным знаниям в регионах проживания участников. Собранный материал будет использован для пополнения сайта «Айгине» по традиционным знаниям.

На последней встрече участники провели самооценку весенней сессии, по результатам которой было решено уделять больше времени и внимания повторению пройденных мелодий и запланировать больше работы в малых группах.